Приезжая в северную столицу, с знаменитыми конями Клодта, украшающими мост с обеих сторон, не фотографируется разве что ленивый. Однако, далеко не каждому известно, что история моста и история коней началась в совсем разное время. Аничков мост поначалу был невзрачной деревянной переправой, которой на смену в 1785 году пришла каменная. К 1839 году стало ясно, что мост хоть и надежен, однако чересчур узок для большого города. Предпринятая перестройка и придала мосту его современный вид. Она началась в 1840 году, после чего встал вопрос об эстетическом оформлении строения. Петербургский скульптор-анималист Петр Клодт в то время работал над скульптурами ведомых юношами коней, которые предназначались для украшения пристани набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. Однако коням нашли другое применение: в ноябре 1841 года взвод саперов переместил их из литейной мастерской на Васильевском острове к Фонтанке. Скульптуры установили на западном берегу реки, с противоположной же были размещены их гипсовые копии, выкрашенные под цвет бронзы. Клодт принялся за дело, и в течение следующего года создал еще две скульптуры на замену гипсовым. Казалось бы, история строительства моста окончена, но не тут-то было: по указанию Николая I новые фигуры подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и перевезли их в Берлин. Делать нечего — Клодт вновь принялся за фигуры коней и юношей. Они были установлены на Аничковом 9 октября 1843 года и простояли всего лишь три года – на этот раз их подарили королю Сицилии Фердинанду II и увезли в Неаполь. Даже не очень суеверный человек Клодт увидел в этом знак судьбы и вместо очередных копий решил создать совершенно новую композицию на тему покорения природы человеком. Эскизы последних двух групп были готовы в 1848 году, а в 1850 скульптурные группы украсили наконец мост. Четыре образа соответствуют этапам укрощения коня: в первой группе изображен человек с кордой в руках, во второй – попытка коня вырваться на свободу, в третьей – постепенное утверждение воли человека, в четвертой – человек, спокойно идущий рядом с укрощенным конем. Кони третьей и четвертой группы, в отличие от первых, подкованы. Легенда гласит, что Николай I на церемонии открытия моста хлопнул художника по плечу и заявил: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!»

 

Anichkov_most_v_sankt-peterburge_koni_klodta

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Копирование запрещено!