Если посмотреть в целом на управление персоналом, то можно отметить два важнейших подхода к управлению – американский (а) и японский (я). Особенности каждого подхода показаны в виде совокупности критериев (принципов), используемых при управлении.

1. Ключевой принцип организации:

а) эффективность;

я) гармония.

2. Отношение к работе:

а) направлено на выполнение задачи или реализацию проекта;

я) направлено на выполнение обязанностей.

3. Должностная конкуренция:

а) свободная и явная конкуренция;

я) неярко выражена, проявляется только в определенных условиях.

4. Гарантия сохранения должности:

а) нестабильная;

я) высокая.

5. Принятие решения:

а) сверху вниз – через систему управления и информацию;

я) снизу вверх – система «риджи» («ри» – спроси подчиненного, «джи» – обдумай).

6. Делегирование власти:

а) широко распространено;

я) мало распространено.

7. Отношение с подчиненными:

а) контактные, деперсонализированные;

я) «семейные», длительные, «отеческие» заботы до пенсии.

8. Метод найма на работу:

а) после окончания учебного заведения и из других компаний;

я) после окончания учебного заведения.

9. Оплата труда:

а) в зависимости от результатов и договоренности;

я) гарантированная зарплата в зависимости от стажа.

 

Как видно из рассмотренного примера, конкретные приемы и ценностные ориентации управления могут быть весьма разнообразны. Выбор конкретных приемов зависит от массы обстоятельств.

Большинство американских руководителей выполняют целевые роли, в то время как японские руководители целевые и поддерживающие роли.

В США руководители склонны делать упор на производственную деятельность и игнорировать социальные аспекты, в то время как в Японии достижение и сохранение состояния удовлетворенности членов рабочей группы идет бок о бок с выполнением целевых ролей.

 

Рассматривая вопросы повышения эффективности работы коллектива, можно сделать вывод, что самый эффективный коллектив – это коллектив:

  1.  чей размер соответствует его задачам;
  2.  в составе которого находятся люди с положительными чертами характера;
  3.  чьи нормы способствуют достижению целей коллектива;
  4.  где здоровый уровень конфликтности;
  5.  где хорошее выполнение как целевых, так и поддерживающих ролей;
  6.  где члены коллектива, имеющие высокий статус, не доминируют;
  7.  где создан здоровый моральный климат.

 

При этом в своей деятельности руководитель должен:

  1.  увеличивать степень удовлетворенности своих работников путем улучшения условий труда;
  2.  сконцентрировать внимание на потребностях группы и создать систему эффективной мотивации труда;
  3.  внедрить систему взаимного контроля и взаимной ответственности (кружки качества).

 

Руководителю коллектива необходимо всегда помнить, что каждый работник – это личность.

Он не просто работает, он живет, работая, а работая, он реализует себя как личность. И обращаться надо с ним как с личностью: не столько стимулировать, сколько признавать работу, труд, человека, личность.

 

Руководителю коллектива следует быть внимательным к тому, чтобы привлеченные им к работе специалисты:

  1.  испытывали удовлетворение от работы, от пребывания в коллективе и от контактов с его членами;
  2.  чувствовали себя личностями;
  3.  верили в надежность своего коллектива и в нужность своей работы;
  4.  имели удовлетворение от своего статуса, выпавшего на их долю положения в коллективе.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Копирование запрещено!