страхи

 

«Если это составляет более 50% ваших занятий — у вас нет контроля над собственной жизнью»

Психолог Анна Шумилина — о том, как разобраться в себе, понять свои цели, преодолеть родительские установки и страх перемен.

 

 

 

КРАТКАЯ СПРАВКА

Анна Шумилина — психолог, преподаватель психологии (МИП/МШГА), групповой супервизор по организационному коучингу (МШГА). Бизнес-тренер и автор тренингов и методик для руководителей и линейного персонала. HRD, Head of T&D более 7 лет. Автор и спикер курса «Осознанная карьера. Как найти дело по душе».

В интервью Анна рассказала:

  • в каких случаях пора менять профессию?
  • какие страхи мешают нам развиваться и с чего начать движение в новом направлении?
  • где найти ресурсы на своё развитие?
  • как в зрелом возрасте не бояться «молодёжных» профессий?
  • как поставить цель, чтобы её достижение на 100% зависело только от тебя?
  • почему перфекционизм = прокрастинация?

— Почему люди в сознательном возрасте, когда уже есть опыт и стабильность в какой-то профессии, вдруг начинают искать своё призвание? И нужно ли его вообще искать?

— Человек может быть не удовлетворён своей работой по разным причинам — это нужно разбирать индивидуально. Например, он устал на этой конкретной работе — иногда случается эмоциональное выгорание. Или это не та компания, где человек может реализовать себя в любимом деле. Тогда надо смотреть, какие у него есть ресурсы и возможности, как ему упаковать свой опыт, чтобы перейти в то место, где реализация станет возможной.

Менять профессию имеет смысл, если то, чем человек занимался до сих пор, на самом деле было не его личным выбором, а выбором окружающих — его близких или культурной среды. Или человек изменился как личность и вместе с тем изменились его цели и запросы.

 

Каждый случай индивидуален — нужно смотреть, что происходит с конкретным человеком на текущем жизненном отрезке.

 

Бывает ли всё потеряно к определённому возрасту или всегда можно что-то менять? Моё мнение как специалиста: менять нужно обязательно, если человек чувствует, что может дать себе и миру больше, чем сейчас.

— Обычно люди не знают, как найти своё призвание. Когда в старших классах школы надо решать, кем стать в жизни, это очень сложно. Пугает, что выбор, который ты сделаешь, определит жизнь на многие годы вперёд. Поэтому этот выбор чаще всего делают не они — близкие или окружение. Как найти себя в профессии и почему это так важно?

— Существуют такие понятия, как первичная социализация и вторичная социализация.

Первичную социализацию человек проходит в своей семье — среди родителей, бабушек с дедушками, ближайшего круга родственников. Здесь он усваивает те способы поведения, которые помогают ему «выживать» в этой среде. Самое страшное для ребёнка — это отвержение со стороны родителей. Например, ему говорят: «Не выделяйся, будь скромным!» Чтобы оставаться для них хорошим, он будет делать то, что ему транслируют. Это и есть первичная социализация. Она происходит приблизительно до 5–6 лет. Но представления родителей о «правильном» поведении неосознанно могут стать вашей жизненной стратегией на долгие годы.

Вторичная социализация начинается, когда человек приходит в университет, а потом и на работу. Там он зачастую продолжает использовать те же паттерны, что помогали ему в семье. Только теперь может столкнуться с тем, что они не помогают или даже мешают. Допустим, ему всю жизнь твердили, что говорить о своих достоинствах стыдно: «Если есть за что, тебя и так похвалят». Такому человеку сложно презентовать себя работодателю или показывать свою компетентность, значимость коллегам. Соответственно, такая установка мешает карьерному росту.

В смысле профессиональной самореализации важно понять: тот выбор профессии, который был сделан, — это мой выбор или чей-то ещё? Он меня устраивает или нет? Бывает, что выбор, сделанный родителями, совпадает с желанием ребёнка, как, например, в актёрских или музыкальных династиях. Но бывает и жёсткое несовпадение. Поэтому важно прислушиваться к себе — понимать, что тебя тревожит, например, при мысли о твоей профессии или её смене. И через осознавание себя искать собственный путь в жизни.

— Почему-то не у всех получается…

— А что нас обычно тормозит? Страхи. Чаще всего нам не удаётся жить полноценной насыщенной жизнью из-за страхов оценки, неудачи, отвержения. Заглянуть в себя и увидеть, что движет нами на самом деле, тоже страшно. Но необходимо.

— У взрослого человека понятные страхи насчёт смены профессии: потеря финансовой стабильности, времени, если начнёт метаться, выбирая новый профессиональный путь.

— Вот слово «метаться» очень точное! Многие не достигают желаемого, потому что начинают суетиться! Нужно всё делать последовательно.

С чего начинаем? Если вас что-то не удовлетворяет на текущей работе, вы должны отыскать причину. Вам профессия ваша не нравится или рабочая обстановка, корпоративная культура, этот конкретный руководитель? Может, вам просто не нравится три часа в день тратить на дорогу в офис?! Или в этой компании вам уже некуда расти как специалисту. Нелюбовь к профессии и раздражение от ежедневной рутины — разные вещи!

 

Анализируем текущий момент: какое у меня рабочее расписание, какая загрузка. Возможно, вам кажется, что вы больше не можете этим заниматься, потому что вы просто перегружены.

 

Когда вместо того, чтобы что-то менять в вашем рабочем процессе, вы взрываетесь и уходите, это означает, что у вас нет ресурса оставаться в негативных переживаниях. Скорее всего, вы эмоционально истощены — что-то сильно занимает ваши ресурсы. Нужно посмотреть, что их сжирает.

Есть, например, такие пересекающиеся понятия, как «круг влияния» и «круг забот». На что вы реально влияете своими действиями? На выполнение рабочих обязанностей, само собой. Это круг влияния. А чем вы постоянно занимаетесь, но, по сути, никак на это не влияете? Вот пример: некоторые родители решают проблемы своих уже взрослых детей — это их «круг забот». Или человек не может отказать кому-то, чтобы не расстраивать или чтобы выглядеть хорошим, и тратит огромное количество времени, занимаясь не своими делами.

— Возьмём ситуацию, когда человеку хочется вырасти в своей профессии. Он хочет добрать каких-то новых, недостающих компетенций, чтобы прокачать себя как специалиста, не меняя при этом сферу деятельности. Но уже сильно загружен своими обязанностями. Тут вроде очевидно, что забирает ресурсы. Как их высвобождать в такой ситуации?

— Есть такой инструмент, матрица Эйзенхауэра. Польза этой матрицы в том, что все свои дела вы оцениваете по двум параметрам: «срочные — несрочные» и «важные — неважные». Важные дела те, что ведут к вашим целям. Почаще задавайте себе вопрос, в каком углу этого воображаемого квадрата находится действие, которое вы сейчас совершаете: «Оно ведёт меня к достижению цели или нет?»

Там есть интересная категория: «срочное — неважное». К ней относятся горящие дедлайны, какие-то неприятности со здоровьем — то, что не даёт вам делать важные дела, но отложить это нельзя.

 

Если в эту категорию попадает более 50% того, чем вы занимаетесь, это караул. Это означает, что у вас нет контроля над собственной жизнью.

 

Ответ на вопрос, на что расходуются ресурсы, далеко не такой очевидный. Есть уровни сознания и подсознания. Подсознание управляет нашим поведением и автоматизирует эмоциональные реакции — оно, как низ айсберга, занимает большую часть личности. Иногда люди всю жизнь занимаются не тем, чем хотели бы, в угоду кому-то ещё. Например, ими движет тревога, что кто-то подумает, какой он (или она) плохой друг и напарник, если откажет в чём-то коллеге на работе. Им страшно сказать: «С меня хватит!» — потому что это грозит отторжением со стороны окружения.

Человек может даже не задумываться об этом, жить «на автомате» и считать, что всё нормально. Хотя внутри у него колоссальное напряжение по этому поводу. Все эти тревоги и страхи сидят в подсознании. Это можно сравнить с пробкой от вина: если мы просто бросим её в воду, она будет плавать на поверхности. Чтобы пробка оставалась на дне, к ней нужно прикладывать усилие. Нашему сознанию тоже требуются усилия, чтобы удерживать деструктивные переживания в подсознании.

Вроде бы безобидная фраза «я хочу быть фотографом, но работаю бухгалтером», скорее всего, означает, что человеку приходится многое подавлять в себе. Как можно говорить о смене профессии, если у человека нет ресурса, чтобы просто хорошо себя чувствовать? Поэтому нужно разбираться с собой: «Чего я хочу? Чего не хочу? Какие у меня убеждения? Чего я боюсь?»

— Есть несколько типичных страхов, связанных со сменой профессии. Например, страх быть неуспешным в новом качестве. Где гарантии, что у меня всё получится, если я решу сменить профессию?

— Никто не даст вам никаких гарантий. Это типичный страх перфекционистов. Этому часто способствует воспитание, когда родители требовали всё делать идеально, учиться на пятёрки по всем предметам, всегда быть на высоте. Но это невозможно!

 

Человек может быть упорным в направлении, которое ему нравится. Во всём остальном — только через тревогу и страх наказания. Ребёнок рыдает из-за четвёрок, например, просто потому, что его накажут за любую другую оценку, кроме «отлично».

 

— Но взрослого человека никто не накажет. Его скорее беспокоит: «Ну зачем я стану изучать контент-маркетинг или языки программирования в свои сорок с лишним лет?! Этим занимаются какие-то хищные юнцы, я на их фоне буду выглядеть нелепо, меня никто не возьмёт на работу».

— Если разобраться, что стоит за такой установкой, мы так или иначе упрёмся в родителей. Почему я постоянно говорю про родительские установки? Они сидят в нас так крепко, потому что формировались, когда у нас ещё не было критического мышления. Если вам в детстве говорили: «У тебя руки из одного места растут» — ничего не оставалось, кроме как принять это на веру. Но самое страшное — когда оно становится ещё и удобным оправданием, инструкцией к действию. Человек может и в 40–50 лет жить с ощущением, что он — неудачник: «Ну, так сложилось».

Считается, что зрелое мышление — это желание брать ответственность за свою судьбу на себя, независимость от оценки окружающих. То есть взрослому человеку, по идее, должно быть всё равно, кто там что подумает. Ребёнком человек был вынужден подчиняться, действовать автоматически — таким образом эти паттерны в нём закрепились. Во взрослом возрасте нужно проделать большой труд по отработке ложных, чужих установок с помощью критического мышления.

У каждого страха — своя природа: есть страхи невротические и естественные. Многие люди испытывают страхи, которые никогда не реализуются. Некоторые, например, боятся идти на собеседование — из-за страха оценки, из-за того, что им откажут, для многих это страшный сон.

Важно задавать вопросы своим страхам, выводить их в реальность. Так вы начинаете соотносить свои ожидания с реальным положением. Есть ли примеры людей, сменивших профессию в зрелом возрасте? Конечно. Такие люди есть, они находят новое занятие и получают удовольствие от жизни. Сейчас в этом плане время возможностей, любой может стать кем хочет!

Посмотрите, что вас останавливает. Чаще всего мы упираемся в страх оценки, страх отвержения, страх неудачи. О страхе успеха думают реже, но и такое встречается. Иногда люди боятся изменений, которые последуют за возможным успехом. Я спрашиваю у своих клиентов: «Что скажут ваши близкие, когда вы достигнете своей цели?» И довольно часто человек обнаруживает, что его мама или супруг не будут этому рады. Не одобрят, обесценят. Это очень тормозит людей.

— Ещё один распространённый страх: «Если я поменяю работу, уйдёт стабильность». Работа нелюбимая, но она хотя бы приносит стабильный доход. Допустим, я обучусь новой профессии и не найду хорошую работу. Вдруг будет только хуже?

— Смотрите, то, что вы сейчас проговорили, — это отсутствие опыта брать на себя ответственность за свои действия и их результат. Важно накапливать и замечать опыт успешных достижений. Вам нужно на что-то опереться. Посмотрите, что вы удачно меняли в прошлом. Например, вы без профильного образования стали профессионалом в какой-то сфере. Это же круто на самом деле!

Собираете похожие примеры как основу для того, чтобы оттолкнуться и идти вперёд. Конечно, бросить всё разом и переживать: «А вдруг не получится?» — немного незрело. С таким подходом может и не получиться! Зрелый человек не станет бросать работу, не позаботившись о себе. Распишите свою матрицу Эйзенхауэра: «Что из того, чем я занимаюсь, никак не приближает меня к реализации какой-то цели, получению нового опыта?» Откажитесь от этого. Даже если кому-то из вашего окружения это не понравится.

Посмотрите, какие ресурсы у вас есть, начните формировать финансовую подушку безопасности на 4–6 месяцев. Заранее пропишите, что вы будете делать в течение этих нескольких месяцев, пока будете искать новую работу. Как представите полученные навыки? Создадите свой сайт? Заведёте аккаунт в Instagram? Вам нужен подробный план.

Есть такая модель GROW — в ней мы сначала определяем нашу цель: чтобы она мотивировала, была позитивна, реалистична и зависела от вас. Формулировать цель нужно так, чтобы вы влияли на её достижение прямым и непосредственным образом, чтобы ни от кого, кроме вас, это не зависело.

Например, романтически настроенная девушка думает: «Хочу выйти замуж за принца на белом коне». Максимум, на что она тут может повлиять, — это найти место, где обычно собираются принцы, и чаще там бывать. Но результат всё равно не будет на 100% зависеть от неё.

А вот «я хочу сменить профессию и через год работать в такой-то должности с таким-то окладом» — зависит от вас. Да, конечно, есть работодатель, который принимает решения. Есть условия отбора, которые тоже диктуете не вы. Есть определённый уровень компетенций, которого нужно достичь. Но вы можете привести себя в соответствие этим критериям. Условно, если вы хотите стать маркетологом в Coca-Cola, вам нужно понимать требования компании к соискателям — и попытаться адекватно оценить, что из вашего опыта и компетенций соответствует этим требованиям.

 

В модели GROW вы как раз определяете степень своего влияния на достижение цели, смотрите, какие у вас есть ресурсы, возможности, опыт для этого. Когда человек впервые задаёт себе эти вопросы, ему открываются новые горизонты!

 

Почему так важно, чтобы цель вдохновляла? Иногда цель бывает не вашей. Если, описывая свою цель, вы используете слова «должен», «обязан», «необходимо», скорее всего, это не ваша цель. Возможно, это цель кого-то из близких. Или цель из далёкого детства, которая уже неактуальна, но осталась в сознании как такой императив.

Исходя из того, какими ресурсами вы располагаете — временными, финансовыми, человеческими, — расписываете свой план по шагам. Если это глобальный план на полгода, на год, не привязывайте себя к каждому дню. Потому что бывают сбои, форс-мажоры — и человека начинает мучить чувство вины из-за того, что он не делает что-то вовремя. Это сжигает ваш психологический ресурс.

— А разве ощущение неудовлетворённости, того, что ты «недостаточно хорош», не может быть драйвером развития, сильным мотиватором?

— Наоборот! Часто, когда мы говорим: «Я недостаточно хорош» — речь идёт об уровне перфекционизма. А перфекционисты, как правило, прокрастинаторы. Они не могут приступить к тому, что, как им кажется, не смогут сделать идеально. Но вы не можете стать мастером спорта за один день. Когда вы придёте заниматься в зал, естественно, вы будете самым слабым звеном у тренера.

Если перфекционист не сделает что-то на уровне хотя бы выше среднего, он этого не вынесет. Но почему так? Его же не станут побивать камнями. Это только внутренняя, чаще всего родительская, настройка говорит: «Если ты не будешь лучшим, всё, это конец».

Невозможность сделать что-то идеально сдерживает человека от того, чтобы начать. Такие люди редко доводят дело до конца и часто срывают дедлайны. Им всё время кажется, что они недоделали, сделали недостаточно хорошо. Это влияет на качество жизни перфекциониста, он же чувствует себя плохо от этого! От того, что не сделал что-то вовремя или сделал недостаточно хорошо, тем самым кого-то подвёл и так далее. Человек всё время находится в каком-то неуравновешенном состоянии.

Когда перфекционизм бывает хорош? Например, если вы хирург, который делает сложные операции. Тут от перфекционизма отказываться не стоит. Но он, скорее всего, тоже не с первой операции стал таким профессионалом, а много лет шёл к этому. То есть хорошим перфекционизм бывает тогда, когда вы уже достигли мастерства и он не будет мешать вам развиваться.

Когда перфекционизм не даёт вам закончить начатое или начать что-то новое, это деструктивный подход. Есть принцип достаточности: чаще всего достаточно сделать хорошо — просто для того, чтобы это работало. «Кривой» сайт продаёт ваши услуги лучше, чем никакой. Таким образом, перфекционист — тот, у кого «сайта всегда нет».

— Вы сказали, что не стоит составлять слишком подробный план для своих целей. Тогда как должен выглядеть хороший план? В нём должны быть прописаны только основные шаги?

— Да, нужно учитывать, что жизнь вносит свои коррективы. Если это, скажем, годовой план, нет смысла расписывать его по дням. План нужен, чтобы видеть, где вы отстаёте от своей цели, а где приближаетесь к ней.

Что обязательно должно быть в плане, так это даты и цифры. К какому числу вы должны сделать что-то и в каком количестве. Если результат качественный, а не количественный, то есть его нельзя выразить в цифрах, нужно прописать, по каким критериям вы поймёте, что достигли его.

Например, количественный показатель — получение диплома. Диплом, одна штука, — это факт, который я могу предъявить в подтверждение своей новой специализации. Качественный показатель — это обладание некими компетенциями, умениями, которых у вас раньше не было. Стали играть на трубе, научились забивать гвозди, умеете писать макросы в Excel — что вы будете уметь в итоге, чего не умели до сих пор?

Если вы это уже умеете или можете научиться по роликам на YouTube, зачем вам этот курс? Бесконечно получать какие-то дипломы для подтверждения собственной значимости — тоже, кстати, бич перфекционистов.

— Есть люди, которые просто любят учиться в свободное время. Они не ставят никаких карьерных целей — они везде состоялись и просто хотят узнавать новое. Вероятно, они никогда раньше не слышали о специальностях, появившихся в онлайн-университетах в последние несколько лет: data scientist, программист на Python и прочих. Как им понять, что они могли бы реализовать свои склонности в этих профессиях?

— Более пяти лет я работала бизнес-тренером. Это означает, что иногда ты по восемь часов на ногах в течение дня. К концу уже садится голос, ты абсолютно измотан. Но эмоциональная отдача от тех, с кем ты взаимодействуешь, от того, насколько им это нужно, полезно, наполняет тебя энергией. Нужно искать то, что вам даёт такую энергию. Что вас наполняет эмоционально, даже если физически вы устали? Чем вы в жизни занимаетесь с удовольствием, даже если вам за это не платят?

Если сейчас такого нет, можно посмотреть на своё детство. Чем вы любили заниматься не по принуждению, а сами по себе? Это было что-то техническое или связанное с воображением? Часто родители обесценивают то, что им кажется бесполезным, то, что как бы нельзя продемонстрировать. «Саунд-дизайнер — как это выглядит, зачем это нужно? Вот слесарь, бухгалтер — это понятно».

Родителями такие бесполезные, на их взгляд, склонности подавлялись или игнорировались, а ребёнок просто переставал хотеть. Именно так у людей во взрослом возрасте возникает проблема «я не знаю, чего хочу». Они не освоили опыт достижения желаемого. Мама, допустим, говорит: «Нет, я сказала так, мне лучше знать». И ребёнок приходит к выводу, что хотеть бесполезно, этот навык у него утрачивается. Когда желания не реализуются, это очень травматично.

 

Чтобы снова нащупать свои настоящие желания и склонности, обратите внимание, с какими просьбами к вам чаще всего обращаются окружающие. Например, просят помочь с расчётами или интересуются вашими вкусами в музыке, стиле в одежде, предметах интерьера. Это может послужить подсказкой, что вам интересно на самом деле и получается лучше всего.

 

Кроме того, даже на то, чтобы понять, чего вы хотите, нужно потратить время и силы. Это самая сложная часть. Например, человек давно не может поменять работу, хотя вроде бы хотел. Но он не садится и не расписывает, чего ему это будет стоить. Как поменяется его образ жизни? Сколько времени у него займёт учёба? От чего ему придётся отказаться (тусовок с друзьями, общения по вечерам с семьёй, детьми)? Он готов к таким издержкам? Подсознание такие вещи просчитывает моментально, но на сознательном уровне возникают прокрастинация, тревоги, оправдания.

И это вновь возвращает нас к правилу: если цель не ваша, вы будете бесконечно декларировать, что хотите изменений, но никаких подвижек не произойдёт. А когда страх перемен меньше, чем страх, что всё останется по-прежнему, вот тогда что-то действительно может измениться.

 

Источник: Skillbox

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Копирование запрещено!