Смысл методики для испытуемых обязательно раскрывается после ее выполнения. Поэтому без предварительного пояснения следует точно выполнить предлагаемую инструкцию.
Проставьте, пожалуйста, по вертикали друг над другом пять цифр: 1, 2, 3, 4 и 5 – ими обозначаются номера заданий, которые следует выполнить очень быстро, так, что не будет специального времени проставить эти номера; не будет достаточного времени и для обдумывания ответов, – важно только успеть хотя бы обозначить против номеров заданий то первое, что придет в голову, когда эти задания прочитываются. Повторения заданий не будет; если не успеваете понять их смысл или не успеваете ответить на очередное задание, о нем не следует переспрашивать, а необходимо постараться выполнить следующее за ним. Сигналом, обозначающим конец задания и предлагающим его срочно выполнить, является слово «пора!». Следом за этим словом почти немедленно диктуется следующее задание. Сосредоточьтесь на восприятии голоса психолога, представив его речь записанной на магнитофон.
Итак, внимание, – пять срочных заданий.
- Напишите фамилию любого писателя, например «Гоголь», вообще любого писателя, – ПОРА!
- Напишите любую короткую фразу, например «Лето наступило» (варианты), вообще любую фразу, – ПОРА!
- Напишите название любого предмета, например «Стол», вообще любого предмета, – ПОРА!
- Изобразите любой предмет, например треугольник, вообще любой предмет, – ПОРА!
- Напишите любое число, например 9, вообще любое число, – ПОРА!
Обработка результатов: если при выполнении задания воспроизводится именно тот пример, который в нем предлагается, – ставится 4 балла. Если ответ достаточно близок по смыслу к содержанию примера – ставится 3 балла. Скорее далекий, чем близкий по смыслу ответ оценивается в 2 балла; и совершенно не связанный с содержанием приводимого в задании примера ответ соответствует 1 баллу. Далее подсчитывается общая сумма полученных баллов и результат умножается на 3:
Вн = (О1 + О2 + О3 + О4 + О5)х 3 =…
Полученные оценки внушаемости связаны с характером активности человека. При этом могут быть выделены следующие диапазоны:
20-30 – пониженная внушаемость;
31-45 – средняя внушаемость;
46 и более – повышенная внушаемость.
Елисеев О.П.
Конструктивная типология и психодиагностика личности.
Псков, 1994. С. 72-75