10 общих советов руководителю по противодействию манипуляциям
- Манипуляции чаще всего носят скрытый характер. Единственная задача манипулятора — вывести вас из равновесия и тем самым получить преимущество над вами, чтобы добиться своих целей.
- Если вы обнаружите манипуляцию и выведете организатора на чистую воду, то собеседнику будет максимально сложно реализовать ей до конца. Первый шаг в противодействии уловкам и манипуляциям — их обнаружение.
- Мы попадаем на уловки манипулятора в большинстве случаев из-за нравственно-моральных причин: “неудобно отказать”, “неловко”, “стыдно признать”, “боюсь опозориться”, “не хочу выглядеть в плохом свете” и т.д.. Если вы чувствуете давление на себя, постарайтесь быть “хладнокровным” и на время отключить свои чувства.
- Манипулятор всегда ждёт от вас очевидных ответных действий. Когда ты предсказуем — ты уязвим. Станьте для манипулятора непредсказуемым.
- Антипатия, чувство ущемления своего авторитета, своего “эго”, появившийся дискомфорт в коммуникациях — явные признаки использования собеседником манипуляций.
- Обращайте внимание на внешний вид собеседника. Расхождение между невербальным каналом коммуникации (взгляд, мимика, жестикуляция, поза и осанка, а также интонация, темп и ритм речи) и словами — явный признак как минимум неискренности оппонента.
- Помните, что манипуляция возможна, когда вас запутали, обманули, вывели из равновесия или запугали. Всегда сохраняйте самообладание и ясность ума.
- “Подстройка” — этап манипулирования. Если вы чувствуете, что собеседник “подстраивается” под вас по позе, жестикуляции, движениям, голосу, старайтесь изменить своё поведение: поменяйте позу, измените интонацию или громкость голоса.
- Не поддавайтесь на эмоции. Воспринимайте любую информацию беспристрастно, всегда лучше обдумать её чуть позже на трезвую голову.
- Старайтесь определять, какие действия и фразы собеседника затрагивают ваши чувства и выбивают вас из колеи. Запомните их и в дальнейшем отслеживайте. Вы всегда сможете узнать, когда началась манипуляция.